Использование ИКТ в самообразовании учителей.

     Рассматриваются педагогические условия использования ИКТ в самообразовании учителей и факторы, влияющие на активное применения педагогами средств ИКТ в самообразовании.
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.
Насколько учителя готовы использовать предоставляемые им возможности ИКТ для самообразования?
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами. К таким условиям можно отнести следующие:
1. Операциональная готовность учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования.
2. Мотивационная готовность учителей к применению средств информатизации для самообразования.
3. Рефлексивная готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования.
4. Готовность учащихся работать для обеспечения условий внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в самообразовательный процесс, а также выбор критериев для поэтапной оценки педагогической полезности (целесообразности и эффективности) их использования.
Проведенные исследования показали, что использование средств ИКТ как средства самообразования может быть эффективно лишь при постоянной потребности педагогов в использовании средств ИКТ для самообразования, то есть, если мы хотим, чтобы использование ИКТ для самообразования стало привычным в деятельности учителя, мы должны сформировать у него соответствующую потребность.
Для установления факторов, влияющих на активное применения педагогами средств ИКТ в самообразовании, было проведено соответствующее исследование. Существует три группы педагогов с разным уровнем потребности в применении ИКТ для самообразования:
1. Значительную часть составляет группа педагогов с индифферентным отношением к использованию средств ИКТ для самообразования. Их опыт работы, познания и интерес к использованию ИКТ ограничивается рамками преподаваемого предмета «информатика».
2. Малочисленная группа учителей, имеющая некоторый опыт работы с компьютером, не только испытывает потребность в применении средств ИКТ для самообразования, но и самостоятельно работает, стремясь расширить свои теоретические знания и практические навыки в области информатики и использования ИКТ. Они творчески относятся к использованию ИКТ в самообразовании, не только как к средству получения знаний, но и как к предмету познания.
3. Самую многочисленную группу составляют преподаватели с неярко выраженной потребностью использования ИКТ в самообразовании, которая проявляется в недопонимании образовательных возможностей ИКТ, в низкой компьютерной культуре учителей, и вследствие этого, в пренебрежительном отношении к использованию ИКТ в процессе самообразования. Тем не менее, большая часть этих педагогов проявляет интерес и видит возможности использования ИКТ в самообразовании.
Таким образом, активное использование средств ИКТ в самообразовании сдерживает отсутствие не сформированной в процессе индивидуального развития естественной потребности. Выяснилось, что на активное использование учителями средств ИКТ в самообразовании оказывают сдерживающее влияние следующие факторы:
• отсутствие личностной направленности на использование компьютерной техники;
• низкий уровень информационной культуры учителя;
• слабое научно-педагогическое, программно-техническое и научно-методическое обеспечение;
• психологическая неготовность работать в компьютеризированной среде;
• влияние компьютера на здоровье (изменения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, значительное увеличение зрительной нагрузки и т.п.).
В зависимости от выявленных факторов строится система формирования потребности педагогов использовать средства ИКТ для самообразования. К основным составляющим компонентам формирования потребности можно отнести следующие: содержательный, мотивационный, организационный.
Содержательный компонент включает:
• разработку адаптивных учебных программ, обеспечивающих подготовку педагогов и стимулирующих их к использованию ИКТ в самообразовании;
• создание образовательных баз данных на основе современных информационных и коммуникационных технологий, содержащих научную, методическую, психологическую, техническую, справочную литературу, содержательную учебную информацию различного вида, программное обеспечение разного типа и другие материалы.
Мотивационный компонент связан с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания учителя, его психологической готовности работать в компьютеризированной среде, повышению квалификации учителя в области использования средств ИКТ. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности педагогов в использовании ИКТ в своей деятельности. Исследование показало, что потребность учителей заниматься самообразованием с помощью средств ИКТ должна приносить им удовлетворение, не вызывать больших усилий по организации занятий с компьютерной поддержкой.
Организационный компонент связан с вопросами профессиональной подготовки учителей с учетом уровня сформированной внутренней потребности (ценностной ориентации) и факторов, влияющих на активное применение средств ИКТ в самообразовании.
На основе проведенных исследований можно предложить следующие пути формирования потребности учителей:
• разработка целенаправленного программно-методического обеспечения для разных категорий педагогов;
• обеспечение самоактуализации потребности учителей в применении средств ИКТ;
• организация обучения на различных видах курсов с использованием адаптивных учебных программ;
• создание благоприятных условий для повышения квалификации учителей в сфере использования средств ИКТ;
• развитие у учителей способности накапливать и передавать практический опыт использования средств ИКТ в различных условиях;
• разработка системы стимулов по активному применению средств ИКТ в процессе самообразования;
• создание комфортных условий для работы в компьютеризированной среде.
Сегодня принципиальные задачи обучения в школе можно сформулировать следующим образом: формирование личности, способной жить и трудиться в условиях «информационного общества». Самообразование в условиях «информационного общества» предполагает, что каждый индивидуум должен:
• иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;
• понимать различные форма и способы представления данных в вербальной, графической и числовых формах;
• знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
• уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;
• уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию;
• уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач.
Решить задачу формирования такой личности возможно в процессе совместной интеллектуальной работы участников педагогического процесса (учащихся и педагогов) с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат принимать правильные решения и т.д.

Сайт управляется системой uCoz