Использование ИКТ в самообразовании
учителей.
Рассматриваются
педагогические условия использования ИКТ в самообразовании учителей и факторы,
влияющие на активное применения педагогами средств ИКТ в
самообразовании.
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий
на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения
эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических
работников.
Насколько учителя готовы использовать предоставляемые им
возможности ИКТ для самообразования?
Под педагогическими условиями понимается
совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного
воспитательно-образовательного процесса с использованием современных
информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными
качествами. К таким условиям можно отнести следующие:
1. Операциональная
готовность учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий
для самообразования.
2. Мотивационная готовность учителей к применению
средств информатизации для самообразования.
3. Рефлексивная готовность к
использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования.
4. Готовность учащихся работать для обеспечения условий внедрения средств
информационных и коммуникационных технологий в самообразовательный процесс, а
также выбор критериев для поэтапной оценки педагогической полезности
(целесообразности и эффективности) их использования.
Проведенные исследования
показали, что использование средств ИКТ как средства самообразования может быть
эффективно лишь при постоянной потребности педагогов в использовании средств ИКТ
для самообразования, то есть, если мы хотим, чтобы использование ИКТ для
самообразования стало привычным в деятельности учителя, мы должны сформировать у
него соответствующую потребность.
Для установления факторов, влияющих на
активное применения педагогами средств ИКТ в самообразовании, было проведено
соответствующее исследование. Существует три группы педагогов с разным уровнем
потребности в применении ИКТ для самообразования:
1. Значительную часть
составляет группа педагогов с индифферентным отношением к использованию средств
ИКТ для самообразования. Их опыт работы, познания и интерес к использованию ИКТ
ограничивается рамками преподаваемого предмета «информатика».
2.
Малочисленная группа учителей, имеющая некоторый опыт работы с компьютером, не
только испытывает потребность в применении средств ИКТ для самообразования, но и
самостоятельно работает, стремясь расширить свои теоретические знания и
практические навыки в области информатики и использования ИКТ. Они творчески
относятся к использованию ИКТ в самообразовании, не только как к средству
получения знаний, но и как к предмету познания.
3. Самую многочисленную
группу составляют преподаватели с неярко выраженной потребностью использования
ИКТ в самообразовании, которая проявляется в недопонимании образовательных
возможностей ИКТ, в низкой компьютерной культуре учителей, и вследствие этого, в
пренебрежительном отношении к использованию ИКТ в процессе самообразования. Тем
не менее, большая часть этих педагогов проявляет интерес и видит возможности
использования ИКТ в самообразовании.
Таким образом, активное использование
средств ИКТ в самообразовании сдерживает отсутствие не сформированной в процессе
индивидуального развития естественной потребности. Выяснилось, что на активное
использование учителями средств ИКТ в самообразовании оказывают сдерживающее
влияние следующие факторы:
• отсутствие личностной направленности на
использование компьютерной техники;
• низкий уровень информационной культуры
учителя;
• слабое научно-педагогическое, программно-техническое и
научно-методическое обеспечение;
• психологическая неготовность работать в
компьютеризированной среде;
• влияние компьютера на здоровье (изменения со
стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, значительное увеличение зрительной
нагрузки и т.п.).
В зависимости от выявленных факторов строится система
формирования потребности педагогов использовать средства ИКТ для
самообразования. К основным составляющим компонентам формирования потребности
можно отнести следующие: содержательный, мотивационный,
организационный.
Содержательный компонент включает:
• разработку
адаптивных учебных программ, обеспечивающих подготовку педагогов и стимулирующих
их к использованию ИКТ в самообразовании;
• создание образовательных баз
данных на основе современных информационных и коммуникационных технологий,
содержащих научную, методическую, психологическую, техническую, справочную
литературу, содержательную учебную информацию различного вида, программное
обеспечение разного типа и другие материалы.
Мотивационный компонент связан
с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке
сознания учителя, его психологической готовности работать в компьютеризированной
среде, повышению квалификации учителя в области использования средств ИКТ. Это
достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации,
повышенной активности педагогов в использовании ИКТ в своей деятельности.
Исследование показало, что потребность учителей заниматься самообразованием с
помощью средств ИКТ должна приносить им удовлетворение, не вызывать больших
усилий по организации занятий с компьютерной поддержкой.
Организационный
компонент связан с вопросами профессиональной подготовки учителей с учетом
уровня сформированной внутренней потребности (ценностной ориентации) и факторов,
влияющих на активное применение средств ИКТ в самообразовании.
На основе
проведенных исследований можно предложить следующие пути формирования
потребности учителей:
• разработка целенаправленного программно-методического
обеспечения для разных категорий педагогов;
• обеспечение самоактуализации
потребности учителей в применении средств ИКТ;
• организация обучения на
различных видах курсов с использованием адаптивных учебных программ;
•
создание благоприятных условий для повышения квалификации учителей в сфере
использования средств ИКТ;
• развитие у учителей способности накапливать и
передавать практический опыт использования средств ИКТ в различных условиях;
• разработка системы стимулов по активному применению средств ИКТ в процессе
самообразования;
• создание комфортных условий для работы в
компьютеризированной среде.
Сегодня принципиальные задачи обучения в школе
можно сформулировать следующим образом: формирование личности, способной жить и
трудиться в условиях «информационного общества». Самообразование в условиях
«информационного общества» предполагает, что каждый индивидуум должен:
•
иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного
обслуживания;
• понимать различные форма и способы представления данных в
вербальной, графической и числовых формах;
• знать о существовании
общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
• уметь
оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;
•
уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию;
• уметь
использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач.
Решить
задачу формирования такой личности возможно в процессе совместной
интеллектуальной работы участников педагогического процесса (учащихся и
педагогов) с использованием современных информационных и коммуникационных
технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат
принимать правильные решения и т.д.