Урок в 6 классе по теме:
«Чувственное познание окружающего мира»
Цель урока:
Обучающая: актуализировать и обобщить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира, сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц.
Развивающая: развивать информационное мышление, помочь учащимся осознать значимость учебного материала, организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Воспитательная: осуществлять эстетическое воспитание, способствовать обогащению внутреннего мира школьников.
Оборудование: презентация «Чувственное познание» (УМК Л.П.Босовой по информатике 6 класс), презентация «Тест ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ», раздаточный материал (карточки к практической работе и бланки к тестам), ПК
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих, сообщение плана урока.
II Проверка домашнего задания. Актуализация изученного материала.
На экране ПК презентация «Тест ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ», ответы на вопросы заносятся учащимися в готовый бланк:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа закончена, учитель открывает последний слайд презентации: правильные ответы и критерии оценивания. Самопроверка. Сообщить ученикам: общая оценка выставляется в конце урока (домашнее задание+работа на уроке+ выполнение практического задания)
III Изучение темы урока.
Откройте тетради и запишите тему урока: «Чувственное познание окружающего мира». На экране заголовок презентации «Чувственное познание». Все текстовые данные слайдов переносятся учащимися в тетрадь, об этом они заранее предупреждены и на каждом этапе напоминается учителем.
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Всего их пять: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения и восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры:
• желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
• зеленая, колючая, пахнет смолой — елка.
Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих. Наши органы чувств - это всё, что связывает нас с окружающим миром.
Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. Предположим, вас угостили апельсином. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислый он или сладкий; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создается целостное отражение этого объекта.
Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, скорее всего, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а крестьянин прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства. Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.
Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.
IV Закрепление изученного материала.
V Практическая работа № 6 (задание 2)
Проверка знаний по технике безопасности.
Учащиеся отрабатывают навыки структурирования текстовой информации с помощью таблиц.
VI Физкультминутка.
Для закрепления практических навыков: работа по карточкам.
VII Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII Домашнее задание.
& 2.2, вопросы и задания на стр.35 учебника.