назад

Урок в 6 классе по теме:

 «Чувственное познание окружающего мира»

 

Цель урока:

Обучающая: актуализировать и обобщить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира, сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц.

Развивающая: развивать информационное мышление, помочь учащимся осознать значимость учебного материала, организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Воспитательная: осуществлять эстетическое воспитание, способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

 

Оборудование: презентация «Чувственное познание»  (УМК Л.П.Босовой по информатике 6 класс), презентация «Тест ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ», раздаточный материал (карточки к практической работе и бланки к тестам), ПК

 

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

      Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих,  сообщение плана урока.

II Проверка домашнего задания. Актуализация изученного материала.

      На экране ПК презентация «Тест ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ», ответы на вопросы заносятся учащимися в готовый бланк:

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

       Работа закончена, учитель открывает последний слайд презентации: правильные ответы и критерии оценивания. Самопроверка. Сообщить ученикам: общая оценка выставляется в конце урока (домашнее задание+работа на уроке+ выполнение практического задания)

III Изучение темы урока.

      Откройте тетради и запишите тему урока: «Чувственное познание окружающего мира». На экране заголовок презентации «Чувственное познание». Все текстовые данные слайдов переносятся учащимися в тетрадь, об этом они заранее предупреждены и на каждом этапе напоминается учителем.

                         

С первых минут жизни человек воспринимает реаль­ную действительность, или окружающий мир (тепло, хо­лод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружаю­щие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Всего их пять: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 

 

 

 

 

 

 

Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения и восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет. Отдельные свойства объектов окружающего мира вы­зывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (слад­кий или гладкий), а по их совокупности. Примеры:

     желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;

     зеленая, колючая, пахнет смолой — елка.

Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих. Наши органы чувств - это всё, что связывает нас с окружающим миром.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие — это целостное отражение объекта, не­посредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. Предполо­жим, вас угостили апельсином. С помощью глаз вы воспри­нимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислый он или сладкий; с помощью носа ощущаете его аро­мат. В результате создается целостное отражение этого объекта.

   

Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, скорее всего, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды расте­ний, а крестьянин прикинет, сколько с него можно полу­чить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждо­го человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

      Услышав слово «снег», каждый из нас может мыслен­но его представить, описать его свойства. Представле­ние — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

 

С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувст­венного познания ограничены.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Закрепление изученного материала.

 

V Практическая работа 6 (задание 2)

Проверка знаний по технике безопасности.

Учащиеся отрабатывают навыки структурирования текстовой информации с помощью таблиц.

 VI  Физкультминутка.

Для закрепления практических навыков: работа по карточкам.

VII Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VIII Домашнее задание.

& 2.2,  вопросы и задания на стр.35 учебника.

Сайт управляется системой uCoz